Строительство века: как в Кирове возводили ТЭЦ-5

Строительство века: как в Кирове возводили ТЭЦ-5

      Сорок пять лет назад Киров приобрел новый энергетический "локомотив" – ТЭЦ-5. Строительство этой станции стало решением проблемы острого нехватки тепла, которая сдерживала рост города в конце 1970-х, и настоящей школой для сотен специалистов в области энергетики. Воспоминания первых строителей открывают, какой ценой и с каким энтузиазмом создавалась эта промышленная мощь.

      Первые шаги начались с звонка Юрия Владимировича Захарова, управляющего «Киров-энерго», который сказал: «Возвращайся, ТЭЦ-5 строится, ты будешь заниматься пятой станцией», – вспоминает Виктор Карцев, первый директор строящейся ТЭЦ-5. Этот короткий разговор стал отправной точкой для него и его небольшой команды в грандиозном проекте.

      Идея построить новую станцию стала актуальной к середине 1970-х годов. Существующих мощностей не хватало для обеспечения растущего города и его промышленности. «В 70-х стало очевидно, что ТЭЦ-1 и ТЭЦ-4 не могут обеспечить город теплом и электроэнергией. Поэтому областные власти и «Кировэнерго» обратились в Совет министров с просьбой построить новую ТЭЦ. В 1974 году разрешили проектирование и строительство ТЭЦ-5», – говорит старший инженер станции Валентина Колышницына.

      Выбор места из шести возможных был сделан в пользу территории у деревни Ломовская, где отдали 157 гектаров земли под будущую станцию. Финансирование предполагалось долевое: средства вносили крупные кировские заводы, которые в дальнейшем стали основными потребителями энергии.

      В октябре 1977 года приказом Министерства энергетики была создана дирекция строящейся ТЭЦ-5, в которую вошли всего три человека: Виктор Карцев, Валентина Колышницына и инженер Геннадий Вылегжанин. Этому небольшому коллективу предстояло организовать одну из крупнейших стройок в области.

      Проблема нехватки тепла стала критической зимой 1979 года, когда в Кирове температура опустилась до –40°C. В ноябре газета «Кировская правда» вновь сообщала о дефиците в 170 гигакалорий. Чтобы спасти город от холода, было принято стратегическое решение не дожидаться готовности основных энергоблоков, а экстренно построить и запустить отдельную водогрейную пиковую котельную. Это был настоящий аврал. Работы велись в три смены, на площадке одновременно трудились до тысячи человек.

      Ход работ был впечатляющим: в апреле 1980 года первый котел был на 80% смонтирован, второй – наполовину, а уже в июле была проложена теплотрасса до городского кольца. Для запуска потребовались четыре списанных паровоза для разогрева мазута, временные дымовые трубы и специальная электрическая подстанция. И это лишь малая часть проблем, которые приходилось решать энергетикам. Нередко эти решения были импровизированными. «Принесли так называемый котел-вагон для разогрева густого мазута, который требовал пара. Он пыхтел и шумел... Черный пар... Мы пытались наладить хоть какую-то автоматику, хотя аппаратура была еще 50-х годов», – вспоминает один из давних работников станции Аркадий Тестоедов.

      Трудолюбие сотен людей дало свои плоды. 8 января 1981 года пиковая котельная официально подала первое тепло, достаточное для обогрева 120 многоквартирных домов. Это стало спасительным источником тепла в замерзающем городе.

      Пока шла работа на пиковой котельной, на площадке возводился главный символ будущей станции – 180-метровая дымовая труба, второе по высоте строение в Кирове (ниже телебашни всего на 17 метров). Ее закладка началась еще в середине июня 1978 года. Строители залили монолитный фундамент из 1200 кубометров железобетона. Однако суровая зима 1978-79 годов приостановила работы: не было пара для прогрева бетона и труба "застыла

Строительство века: как в Кирове возводили ТЭЦ-5 Строительство века: как в Кирове возводили ТЭЦ-5

Другие Новости Кирова (НЗК)

Новогодний отдых: жители Кирова ищут варианты для релаксации с элементами лечения и здорового сна. Новогодний отдых: жители Кирова ищут варианты для релаксации с элементами лечения и здорового сна. Новогодний отдых: жители Кирова ищут варианты для релаксации с элементами лечения и здорового сна. In 2025, new container routes were launched on the railway in Kirov Oblast. In 2025, new container routes were launched on the railway in Kirov Oblast. Nearly 600 container trains were dispatched from stations of the Gorky Railway from January through November 2025. The regional operator will step up operations during the New Year's holidays. The regional operator will step up operations during the New Year's holidays. The regional operator is ready for the increased workload during the upcoming holidays. В Кировскую область наступили морозы. Жителям напоминают о мерах пожарной безопасности. В Кировскую область наступили морозы. Жителям напоминают о мерах пожарной безопасности. В Кировскую область наступили морозы. Жителям напоминают о мерах пожарной безопасности. Во время восстановления Великорецкой иконы Николая Чудотворца исследователи сделали важное открытие. Во время восстановления Великорецкой иконы Николая Чудотворца исследователи сделали важное открытие. Что на протяжении веков скрывала древняя икона Николая Чудотворца? В ходе реставрации этой святыни, которая является неотъемлемой частью Великорецкого крестного хода, исследователи сделали открытие, способное изменить наше понимание её возраста. Подробности в репортаже Ивана Швецова. Оригинальный образ. С начала года в Кировской области увеличится стоимость проезда в пригородных поездах. С начала года в Кировской области увеличится стоимость проезда в пригородных поездах. С 1 января увеличится стоимость проезда в пригородных поездах Кировской области. Напоминаем, что цена билета варьируется в зависимости от тарифных зон, которые охватывают маршруты поездов. В соответствии с решением Региональной тарифной службы Кировской области, с первого января стоимость проезда вырастет.

Строительство века: как в Кирове возводили ТЭЦ-5

Строительство века: как в Кирове возводили ТЭЦ-5