Строительство века: как в Кирове возводили ТЭЦ-5
Сорок пять лет назад Киров приобрел новый энергетический "локомотив" – ТЭЦ-5. Строительство этой станции стало решением проблемы острого нехватки тепла, которая сдерживала рост города в конце 1970-х, и настоящей школой для сотен специалистов в области энергетики. Воспоминания первых строителей открывают, какой ценой и с каким энтузиазмом создавалась эта промышленная мощь.
Первые шаги начались с звонка Юрия Владимировича Захарова, управляющего «Киров-энерго», который сказал: «Возвращайся, ТЭЦ-5 строится, ты будешь заниматься пятой станцией», – вспоминает Виктор Карцев, первый директор строящейся ТЭЦ-5. Этот короткий разговор стал отправной точкой для него и его небольшой команды в грандиозном проекте.
Идея построить новую станцию стала актуальной к середине 1970-х годов. Существующих мощностей не хватало для обеспечения растущего города и его промышленности. «В 70-х стало очевидно, что ТЭЦ-1 и ТЭЦ-4 не могут обеспечить город теплом и электроэнергией. Поэтому областные власти и «Кировэнерго» обратились в Совет министров с просьбой построить новую ТЭЦ. В 1974 году разрешили проектирование и строительство ТЭЦ-5», – говорит старший инженер станции Валентина Колышницына.
Выбор места из шести возможных был сделан в пользу территории у деревни Ломовская, где отдали 157 гектаров земли под будущую станцию. Финансирование предполагалось долевое: средства вносили крупные кировские заводы, которые в дальнейшем стали основными потребителями энергии.
В октябре 1977 года приказом Министерства энергетики была создана дирекция строящейся ТЭЦ-5, в которую вошли всего три человека: Виктор Карцев, Валентина Колышницына и инженер Геннадий Вылегжанин. Этому небольшому коллективу предстояло организовать одну из крупнейших стройок в области.
Проблема нехватки тепла стала критической зимой 1979 года, когда в Кирове температура опустилась до –40°C. В ноябре газета «Кировская правда» вновь сообщала о дефиците в 170 гигакалорий. Чтобы спасти город от холода, было принято стратегическое решение не дожидаться готовности основных энергоблоков, а экстренно построить и запустить отдельную водогрейную пиковую котельную. Это был настоящий аврал. Работы велись в три смены, на площадке одновременно трудились до тысячи человек.
Ход работ был впечатляющим: в апреле 1980 года первый котел был на 80% смонтирован, второй – наполовину, а уже в июле была проложена теплотрасса до городского кольца. Для запуска потребовались четыре списанных паровоза для разогрева мазута, временные дымовые трубы и специальная электрическая подстанция. И это лишь малая часть проблем, которые приходилось решать энергетикам. Нередко эти решения были импровизированными. «Принесли так называемый котел-вагон для разогрева густого мазута, который требовал пара. Он пыхтел и шумел... Черный пар... Мы пытались наладить хоть какую-то автоматику, хотя аппаратура была еще 50-х годов», – вспоминает один из давних работников станции Аркадий Тестоедов.
Трудолюбие сотен людей дало свои плоды. 8 января 1981 года пиковая котельная официально подала первое тепло, достаточное для обогрева 120 многоквартирных домов. Это стало спасительным источником тепла в замерзающем городе.
Пока шла работа на пиковой котельной, на площадке возводился главный символ будущей станции – 180-метровая дымовая труба, второе по высоте строение в Кирове (ниже телебашни всего на 17 метров). Ее закладка началась еще в середине июня 1978 года. Строители залили монолитный фундамент из 1200 кубометров железобетона. Однако суровая зима 1978-79 годов приостановила работы: не было пара для прогрева бетона и труба "застыла
Другие Новости Кирова (НЗК)
Строительство века: как в Кирове возводили ТЭЦ-5
Строительство века: как в Кирове возводили ТЭЦ-5
