Наследие без культуры
Китайский домик: спектакль разрушения при полном зале
Китайский домик на Орловской можно назвать одним из самых «колоритных» разочарований в Кирове. Знаменитая «восточная» усадьба, возведенная в 1870 году для вятского чиновника Егора Мышкина, приобрела свой уникальный облик благодаря известному мастеру-декоратору Георгию Джмухадзе. Именно его артель в начале XX века создала сложные лепные украшения, необычные кованые элементы и тот самый сказочный фасад, который сделал этот домик визитной карточкой исторического центра.
Эта жемчужина деревянного модерна не имеет аналогов в городе: восточные мотивы, асимметричные элементы, стилизованные зонты и маскароны на фасаде стали символом архитектурной смелости и экспериментов Вятки начала прошлого века.
В 2017 году дом сгорел. В декабре 2021 года мэрия выставила его на продажу (в то время общая площадь двухэтажного здания составляла 419 кв. метров) вместе с землей, что составляет 853 кв. м в центре города. При начальной цене в 5,9 млн рублей объект был продан в первых числах февраля 2022 года за более низкую стоимость - 4,4 млн рублей. Его приобрели предприниматели Илья Добрынкин и Андрей Мухамедзянов (согласно данным сервиса rusprofile, они занимаются ритуальными услугами через ООО «РитуалГрупп» и ООО «Кировкамень»).
С тех пор, а это скоро будет 4 года, регулярно звучали обещания восстановить историческое строение. Утверждалось, например, о трудностях законодательства, мешающего началу реставрационных работ до утверждения проектной документации и определения защищаемых элементов здания. Но в 2023 году, как утверждается, были готовы начать реставрацию: проект готов, и начаты подготовительные работы.
На сегодняшний день очевидно: здание брошено, и, вероятно, кто-то просто ждет, пока Китайский домик «саморазрушится». Судя по всему, ждать «смерти» осталось недолго, так как на этот некогда уникальный объект трудно смотреть без слез: дом почти полностью разрушен, унося с собой труды его архитектора. И все это происходит на глазах у кировской мэрии и других контролирующих органов. Что это: пример коррупции, бездумности или невежества, а может быть, банального пренебрежения?
Утрата Китайского домика - это не просто еще одна «старая развалюха» на карте города, а потеря уникального культурного кода, той городской идентичности, которая отличает Киров от прочих городов России высочайшим искусством, а не безвкусицей.
Можно лишь предполагать, что с молчаливого согласия (если не сказать — участия) здесь возникнет еще один пример плохого провинциального вкуса в духе «дорого-богато».
Орловская, 33: реставрация под грифом «Стереть»?
Дом-флигель на Орловской, 33 еще недавно считался одной из немногих сохранившихся жемчужин купеческой Вятки, но теперь лишь старые фотографии и жалобы жителей напоминают о былой эпохе. Построенный в самом начале XX века как составная часть усадьбы Литвиновых, этот объект долгое время считался исторически ценным, был включен в реестр градоформирующих построек, но так и не дождался настоящей реставрации.
Этот объект - часть уникального архитектурного ансамбля: рядом «Дом с торговой лавкой» (Орловская, 33а) и легендарный «Китайский домик» (Орловская, 42) - каждое здание некогда хранило дух истории и образ улицы Орловской начала XX века.
В последние годы дом сменил владельца: он был продан частному инвестору (аукцион прошел без широкой огласки), а затем - несмотря на протесты градозащитников и охранный статус - оказался под сносом. На его месте сейчас активно ведется строительство: за забором, без каких-либо опознавательных знаков, торчит остаток исторической части
Другие Новости Кирова (НЗК)
Наследие без культуры
Исторический центр Кирова медленно исчезает. Городские власти игнорируют, в что превращаются здания культурного наследия и важные места города, в то время как их владельцы без стыда и сожаления наблюдают за медленным угасанием символов города — или даже сами способствуют этому процессу.
