
Николай Курагин: как потомок священнослужителя возродил «Вятич»
Испытание временем: как «Вятич» выжил в эпоху распада империй
В 1985 году завод чуть не стал жертвой горбачёвского «сухого закона». Линии по разливу пива собирались отправить на металлолом, но главный пивовар Елена Чувашова нашла решение — таблички «Розлив минеральной воды» спасли оборудование. Однако настоящим ударом для завода стали кооператоры 90-х, покупавшие напитки за копейки и перепродававшие их по завышенным ценам, что привело к убыткам «Вятича». К 1998 году, разделённый на акции, завод выглядел как руины: ржавые цеха, колючая проволока между «теневыми» участками и полуголодные рабочие.
Человек с железным характером: история Николая Курагина
Судьба Николая Курагина — это сценарий для драмы. Внук репрессированного священника, выросший в условиях нищеты, он научился выживать. В совхозе «Мухинский», вопреки указаниям сверху, он возводил дома вместо коровников, а в 90-е, став бизнесменом, сколотил состояние и заработал врагов. В 1998 году случай свёл его с «Вятичем»: друг оставил ему 25% акций в залог за долг, а власти предложили возглавить завод. «А у тебя есть пиджак и галстук, ты на «Волге» ездишь», — подшучивали чиновники. Но Николай Курагин, увидев завод, отказался отдать его в металлолом: «Я его подниму».
Помощь из Германии: как принц Баварский помог спасти «Вятич»
Помощь пришла оттуда, где её не ожидали. В 2000 году на банкете в Германии Николай Курагин рассказал баварскому принцу Луитпольду о тяжёлой судьбе пивоварни, основанной немцем Шнейдером в сердце России. Он также поведал о судьбе своего деда-священника с фамилией Романов, которого Сталин отправил в лагеря просто из-за его происхождения. Принц, вспомнив, как нацисты конфисковали его собственность, стал сочувствующим к гостю и призвал немецких производителей: «Дайте ему оборудование! Я уверен — он отдаст». В кратчайшие сроки немецкие линии GEA были предоставлены в кредит без процентов. За пять лет «Вятич» увеличил производство в 12 раз, выкупил акции у «авторитетов» и восстановил аутентичные рецепты при помощи пивовара из Фрайбурга — Лео Тамма.
«Вятский квас» — здоровье спас!
Когда государство увеличило акцизы, Николай Курагин решил сделать ставку на «Вятский квас». Но, несмотря на высокое качество продукта, торговые сети продолжали его игнорировать. В 2014 году тогдашний генеральный директор завода Илья Курагин предложил журналисту Владимиру Маматову передать бутылку кваса Путину. Тот сочёл идею безумной, но… На пресс-конференции президент сам указал на него, приняв за «гостя из Турции». Маматов упомянул, что торговая сеть «Ашан» не берёт «Вятский квас». После обмена словами разной тональности Владимир Путин заметил: «Мы будем стараться помогать вам отвоёвывать принадлежащий вам по праву российский рынок!» Так о «Вятском квасе» узнали во всем мире.
Не цифрами едиными: душа завода
Теперь «Вятич» составляет около 3% бюджета области, приносит миллиарды налогов и производит 60 миллионов литров продукции. Однако большее значение имеет то, что завод стал символом стойкости. Здесь убеждены, что выжили не только благодаря технологиям, но и благодаря «намоленному» месту, где Шнейдер заложил первый камень, и дрожжам, которые спасли предприятие во время войны. А кроме того — благодаря людям вроде Николая Витальевича Курагина, чья фамилия хоть и не связана с царями, но уже стала легендарной.
С д


Другие Новости Кирова (НЗК)






Николай Курагин: как потомок священнослужителя возродил «Вятич»
28 марта 2025 года знаменитый завод «Вятич» отмечает свое 122-летие. У этого предприятия за плечами - революции, войны, отмена алкоголя и беспощадный капитализм 90-х. А на переднем плане - человек, которого судьба словно предназначила для роли спасителя.