Франкенштейн или современный Дель Торо.
«Слава Богу, я атеист» — Луис Бунюэль
На этот раз сюжет пересказывать не буду — вряд ли кто-то не знаком с историей Мэри Шелли о гении Викторе Франкенштейне и его Чудовище. Коротко добавлю, что роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» стал классическим, особенно в кинематографе. Благодаря этой истории можно сказать, что мы получили современный жанр ужасов в том виде, в котором его знаем. История Франкенштейна легла в основу второго фильма из серии «Монстры Universal», которая, если говорить прямо, открыла жанру путь в мир большого кино.
Так что, давайте отложим банальности и перейдем к обсуждению.
!Внимание, спойлеры!
Как читатель
С самого начала становится ясно, что фильм не является дословной экранизацией романа — дель Торо преобразил семью Виктора в «обычную буржуазную единицу» с деспотичным отцом и любящей матерью, которые умирают в начале, оставляя его с младшим братом Уильямом. Это полностью противоречит книге. В романе семья героя также была обеспеченной и успешной, но в то же время — любящей и поддерживающей. Виктора воспитывали в атмосфере любви и поддерживали его интерес к науке. Отец не заставлял его становиться хирургом и не наказывал. В романе Виктор до поступления в университет, где стал изучать естествознание, больше тяготел к математике.
Образ Виктора извращен до такой степени, что в течение всего фильма не ясно, какие чувства он должен вызывать: понимание? Сочувствие? В романе Виктор был классическим романтическим героем, который, поддавшись своему тщеславию, создал Монстра — за что и поплатился. За него переживаешь, хочется, чтобы все закончилось хорошо. А герой дель Торо — это явно *что-то на эльфийском*, которому ты не только не сопереживаешь, но и смотреть на него не хочется.
Еще одним важным персонажем истории была Элизабет. В романе она выросла вместе с Виктором, а не была женой его брата или племянницей какого-то барона. Их отношения представляли собой искреннюю и неподдельную любовь, о которой просит Чудовище в романе. В фильме Элизабет вообще не нужна. Она обсудила с Монстром пару раз, получила от него записку и вдруг прониклась глубокими чувствами? Какое же это бред! После ее смерти и до нее — абсолютно непонятно, какая ее роль в фильме. Зачем показывать их несуществующие отношения с киношным Виктором, если, в итоге, у них ничего не было? Зачем?
Младший брат Уильям также не нужен в фильме. В книге, будучи ребенком, он стал первой жертвой Монстра. Его смерть продемонстрировала гнев и обиду Чудовища на своего создателя. В фильме Уильям не добавляет ничего к сюжету. Вообще ничего. Так же, как и его жена Элизабет. Если их убрать — сюжет не изменится.
К тому же, не стоит забывать о сифилитичном герое Кристофа Вальца. Ладно, у него хоть была мотивация. Но то, как все это было показано, просто ужасно... Конфликт между героями был просто уничтожен. В романе это полотно символизма — отношения создателя и его отвергнутого творения, отца и сына, Бога и человека. Глубина, присутствующая в романе, превратилась в грязную лужу після недоходного блокбастера от Netflix.
Все это можно было бы исправить, если бы персонажей прописали хоть немного лучше. Если я выше написала про образ Виктора, то теперь скажу о Чудовище.
В фильме дель Торо создание Франкенштейна выглядит просто как бродяга. Трудно ему сопереживать, потому что внутренние переживания вообще не показаны. Когда читаешь о судьбе Чудовища в романе, слезы наворачиваются: как он «рождается» и сразу сталкивается с ненавистью, как его отталкивают и отвергают, как ребенок
Другие Новости Кирова (НЗК)
Франкенштейн или современный Дель Торо.
Я осознаю, что анализировать и оценивать любой фильм Гильермо дель Торо — всё равно что шагать по минному полю: в любом направлении можно столкнуться с негативом или критикой. Однако его «Франкенштейн» (18+) заставляет меня высказаться. В этот раз я хочу рассмотреть его с двух разных сторон — как читатель и как зритель.
