Будущие педагоги не желают трудиться «по специальности».
В России продолжает наблюдаться нехватка молодых педагогов: в 2025 году квота на целевое обучение для будущих учителей была заполнена только на 27,4%. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ» с ссылкой на данные Минобрнауки.
Из 21,3 тысячи мест, отведенных для целевиков в педагогических направлениях, занято лишь 5,8 тысячи. Это немного больше, чем в прошлом году (5,6%), но до требуемых показателей все еще далеко. Для сравнения, в медицинских вузах целевыми студентами становятся около 70% бюджетников.
Что такое целевое обучение?
Целевики подписывают договор между вузом, будущим работодателем (например, школой или региональным министерством образования) и собой. После завершения учебы выпускник должен отработать от трех до пяти лет в учреждении, с которым у него заключен договор. Работодатель, в свою очередь, предоставляет студенту социальные гарантии: стипендию, компенсацию за жилье и другие формы поддержки. Если студент не выполняет условия договора, он обязан вернуть государству средства, потраченные на его обучение.
В 2025 году правительство установило квоту для целевого набора педагогов на уровне 20-30% бюджетных мест, однако она была заполнена лишь на 27,4% — то есть менее трети.
Почему педагоги не спешат становиться целевиками?
По мнению экспертов, проблема заключается не только в низкой популярности программы, но и в условиях самой профессии. Директор проекта Дирекции приоритетных образовательных инициатив РАНХиГС Айрат Сатдыков отметил, что молодые педагоги сталкиваются с высокой нагрузкой, низкой оплатой труда и не всегда комфортными условиями работы. Поэтому значительная часть выпускников покидает школы уже в первые годы.
Профессор Института образования ВШЭ Ирина Абанкина также подчеркнула, что целевое обучение вряд ли станет массовым явлением. Среди студентов педагогических вузов много девушек, которые после выпуска уходят в декрет или не готовы переезжать в другой регион для обязательной отработки. Эксперт добавила, что если медики, не работающие в государственных клиниках, все равно остаются в профессии, то выпускники педагогических вузов часто вообще не идут работать по специальности.
В 2025 году на педагогические специальности поступили 78,6 тысячи человек, что на тысячу меньше, чем в 2024 году. Из них лишь 5,8 тысячи заключили целевые договоры (7,4% от всех бюджетников). В колледжах педагогического профиля ситуация еще хуже: в прошлом году только 2,5% студентов учились по целевому набору.
Самым востребованным направлением среди целевиков стало «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки» — такие специалисты могут преподавать сразу два предмета (например, биологию и английский язык). Министр образования Сергей Кравцов заявил о необходимости развития и популяризации целевого обучения, чтобы выпускники педагогических вузов шли работать в школы. Тем не менее, эксперты считают, что жесткие меры не решат проблему, если не повысить привлекательность профессии: зарплаты, комфорт работы и статус учителя.
Другие Новости Кирова (НЗК)
Будущие педагоги не желают трудиться «по специальности».
В России только каждый четвертый студент педагогического вуза согласен на целевое обучение с обязательной отработкой после окончания учебы. Несмотря на предоставляемые социальные гарантии и бесплатное образование, молодые учителя все чаще предпочитают свободу от обязательств вместо гарантированного рабочего места в школе.
